Демографическая ситуация в Украине угрожает будущему нашего государства

KRI
30.11.2006
5 Переглядів

Строить светлое завтра можно с единственной целью: чтобы жить в нем. Однако пока в новом доме, который мы создаем в течение 15 лет независимости, жильцов остается все меньше.

По неутешительным прогнозам экспертов, если все нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2050 году в Украине останется не более 25 миллионов человек, из них трудоспособного населения — всего пятая часть. А к началу следующего века украинскую нацию может ожидать участь вымирающего племени наподобие австралийских аборигенов. Конечно, свято место пусто не бывает.

На освобождающиеся земли хлынут эмигранты из стран, в которых жить тесно и голодно. Украина как территория никуда, безусловно, не исчезнет, только это уже будет, возможно, не Украина. Можно ли сегодняшнему государству избежать столь печальной судьбы

  1. Как изменялась численность населения Украины?

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Украине проживали 51,45 млн. человек. До середины1992 года количество граждан уже ставшего независимым государства еще продолжало подрастать. Тогда и появился гордый брэнд «Нас — 52 миллиона!», хотя эта гордость больше напоминала хорошую мину при плохой игре: в стране царила дикая инфляция, ужасающими темпами росла безработица, на прилавках магазинов было пусто. Неудивительно, что уже с 1993 года начался резкий спад рождаемости, количество абортов достигло 1 млн. 200 тыс. в год, а умерших людей становилось больше, чем появившихся на свет. По данным переписи населения Украины, проведенной в 2001 году, в стране оставалось уже 48 млн. 150 тыс. граждан. Эта трагическая тенденция сохранилась по сей день, и к июлю 2006 года численность населения Украины, по данным Госкомстата, уменьшилась до 46 млн. 778 тыс. человек.

Смеем предположить, что и эта официальная статистика приукрашивает истинное положение дел. Учитывая, что как минимум 1,5 млн. украинцев, уехавших на заработки в чужие страны и прожившие там от 7 до 15 лет, уже не собираются возвращаться на родину, реально в стране находится не более 45 млн. граждан. Более того: вряд ли стоит рассчитывать, что и дети наших заробитчан, родившиеся на чужбине, по достижении совершеннолетия выберут украинское гражданство и поедут строить хаты на историческую родину.

  1. Помогло ли увеличению рождаемости решение властей о выделении 8,5 тыс. гривень при рождении ребенка?

Решение о госпомощи при рождении ребенка вступило в силу с апреля прошлого года, и говорить о существенном переломе в деле «детопроизводства» еще рано: ведь нужно время, чтобы изменилась сама психология молодых родителей, которые должны поверить, что рождение ребенка не только их личное дело, но и в немалой степени — событие государственного значения. К тому же разовая помощь у нас очень быстро превратилась в 3,6 тыс. гривень, а остальную сумму выдают ежемесячно в течение года. По данным Минздрава, в 2005 году в Украине появилось 412 тысяч новорожденных, а за весь этот год ожидается, по его же прикидкам, не более 440 тысяч. То есть, ожидаемый прирост составит менее семи процентов, если, конечно, прогноз еще сбудется.

Кстати, на Западе помимо одноразовой помощи получают еще и солидную ежемесячную помощь (а не как у нас — разовую стали разбивать на помесячную). В Эстонии мамам полтора года платят «родительскую» зарплату, равную стопроцентному ежемесячному заработку, а еще выдается детское пособие на малыша: до 3 лет — 60 евро, с 4 до 18 лет — 20 евро в месяц. В Германии родители на протяжении первых двух лет жизни их ребенка получают 300-450 евро в месяц. В Швеции ежемесячная помощь всем детям — 85 дол., детям из неполных семей — 117 долларов. Как и в Англии, помощь выплачивается до 16 лет или до окончания ребенком гимназии.

  1. Правда ли, что в Украине абортов делается больше, чем рождается детей?

Да, такую информацию опубликовала недавно пресс-служба ООН. По данным координатора программы ООН в Украине Френсиса О’Донелла, 500-700 тысяч украинских женщин ежегодно делают аборты. Таким образом количество абортов как минимум в 1,2-1,7 раза превышает количество родов. В Европе соотношение равно 0,25.

Впрочем, в Минздраве опровергли такие данные и оперируют своими: за прошлый год сделали аборты только 242 тысячи женщин. Однако официальная статистика не учитывает услуги, оказываемые частными клиниками. А туда идут многие женщины, особенно если разрешенный срок аборта уже миновал. А его в Украине сократили еще два года назад. Тогда Верховная Рада проголосовала за сокращение срока искусственного прерывания беременности, который теперь не может превышать 22 недель вместо 28 недель, ранее предусмотренных статьей 281 Гражданского кодекса.

  1. Много ли семейных союзов заканчиваются в Украине разводом?

По статистике, на 100 браков сейчас приходится 58 разводов. То есть, распадается уже даже не каждая вторая семья, а намного больше. Конечно, многие граждане женятся и выходят замуж снова. Но, чтобы снова развестись… Однако специалисты бьют тревогу не только поэтому. Ныне 14 процентов разводов приходится на ранний возраст — до 20 лет. Огромную часть — 31 процент — составляют супруги 25-27 лет. Чуть меньше «завязавших» с семейной жизнью в 28-30 лет — 28 процентов. А ведь это самый детородный возраст!

Причинами разводов чаще всего служат вовсе не супружеские измены или то, что называется «не сошлись характерами», а совершенно материальные вещи. Например, уже будучи женатыми, более 50 процентов пар указали на то, что их не устраивают ни жилищные условия, ни скудный семейный бюджет. Полностью обеспеченными признали себя лишь 2% опрошенных пар, 46% назвали свое материальное положение критическим.

Конечно, обзаводиться детьми даже при условии государственной помощи в 8,5 тысячи гривень, из которых 1,5-2 тысячи уйдет еще до того — непосредственно на роды, отважится далеко не каждая молодая семья. Ведь стоимость аборта намного дешевле — от 100 до 200 гривень.

  1. Помогут ли исправить демографическую ситуацию в Украине мигранты?

Вопрос этот очень непростой. Несмотря на приобретенную государством независимость, в Украину не спешат возвращаться украинцы Канады, США или Австралии. Напротив, к нам рвутся люди вовсе не славянской наружности из Азии и Африки, оседая, как правило, в больших городах. И при этом на одного легального мигранта приходится несколько нелегальных. В Киеве уже появилась опасность появления этнических кварталов, в которых поселяются люди одной национальности, живущие по своим законам, далеко не всегда совпадающими с законами нашей страны (например, уже в 2000 году в украинских тюрьмах содержалось 145 иностранных заключенных из 39-ти стран. Сейчас их еще больше). Власти боятся появления «черных» и «желтых» кварталов еще и потому, что из них затем начинают всеми способами выживать представителей других национальностей.

Например, в создавшихся этнических общинах мусульман в Европе или китайцев и японцев в США смешанных браков нет даже среди третьего поколения иммигрантов.
В то же время в США, где массовый приток иммигрантов идет более 200 лет, выходцы из других стран, по сути, «кормят страну»: в самой активной социальной группе — от 25 до 54 лет — их 59%. Иммигранты являются «кормящей силой» и в богатых странах Азии. Скажем, в Объединенных Арабских Эмиратах 95% рабочих — корейцы, индийцы, палестинцы, а инженеры — европейцы. В Сингапуре иммигранты вообще составляют большинство населения (более 40% приехали из Китая, 30% — из Индии). То есть, иммигранты могут как обогатить страну, в том числе и в демографическом плане, так и разрушить ее. И Украине еще придется вплотную столкнуться с этой нелегкой проблемой.

  1. Правда ли, что смертность превышает рождаемость из-за плохого уровня здравоохранения?

Однозначно тут не ответишь. В целом медицина как отрасль в Украине не хуже, чем в Европе, но большинство граждан не в состоянии платить за современную диагностику, лекарства, не говоря уже об операциях, ведь задекларированное в Конституции бесплатное медобслуживание в реальной жизни ограничивается только вызовом скорой помощи да визитом к участковому врачу за рецептом. Не случайно в Украине появилось множество запущенных болезней, приобретающих все более массовый характер. Например, общее количество онкобольных приближается к 1 млн. человек, количество новых случаев онкологических заболеваний ежегодно превышает 160 тысяч.

Также растет количество больных туберкулезом, СПИДом, вирусным гепатитом. Ежегодно регистрируется почти 40 тысяч случаев заболевания туберкулезом, причем около одной тысячи — среди самих медработников. Все больше молодежи и людей зрелого возраста подсаживаются на наркотики и алкоголь — счет тоже уже идет на миллионы! Не случайно, что средняя продолжительность жизни в Украине — 67 лет (у мужчин 62 года, у женщин — 73). Для сравнения: в Европе люди живут намного дольше, чем у нас. В Германии, Великобритании, Финляндии и Греции — 79 лет. Во Франции, Норвегии и Испании — 80, а в Швеции, Италии, Исландии и Швейцарии — 81 год. Ну а дольше всех, по данным Всемирной организации здравоохранения, живут жители Страны Восходящего Солнца. Средняя продолжительность жизни в Японии, несмотря на все тамошние ураганы, цунами и землетрясения, составляет 82 года (мужчины — 79, женщины — 86).

Кстати, по 79 лет живут мужчины и в продуваемой ледяными ветрами Исландии…
Чтобы не заканчивать эти заметки на далеких от нашей действительности примерах, порадуем читателей тем, что и в Украине есть более 1,5 тысячи долгожителей, чей возраст перешагнул 100-летний рубеж. Больше всего «очень пожилых» людей в Ривненской области — 95 (данные на апрель этого года).

По официальной статистике, на 100 тысяч жителей там приходится больше шести долгожителей, в то время как на большей части нашей страны их количество не превышает двух человек. Так что и в родном Отечестве есть на кого равняться!

Автор KRI