Наследство Тимошенко
Кабмин Юлии Тимошенко, возможно, доживает последние дни — будущий президент Виктор Янукович заявил: со старым премьером работать не будет. «Сегодня» проанализировала, какое «наследство» оставляет леди Ю. преемнику после двух лет и двух месяцев работы премьером (второй раз она была назначена 18 декабря 2007 года).
БЮДЖЕТ И СОЦВЫПЛАТЫ
Стабильная выплата пенсий и зарплат бюджетникам (хотя надбавки пришлось серьезно урезать), которыми козыряла Тимошенко, далась большой кровью для бюджета. По оценкам экономиста, аналитика МЦПИ Александра Жолудя, 95% доходов бюджета в последние месяцы прошлого года шли на социалку. На инвестиции в экономику уже ничего не оставалось. Но и при этом, по мнению Жолудя, Кабмин использовал коррупционные схемы: снижение тарифов на перевозки «Укрзализныцей» для отдельных производителей, выкуп недостроенного жилья у своих структур, которое государство так и не достроило из-за отсутствия денег. Глава Счетной палаты Валентин Симоненко сообщил, что на 1 февраля 2010 года на едином казначейском счету было всего 2,5 млрд грн., а сумма обязательств казначейства (то, что необходимо выдать) — 28,3 млрд грн. «Сегодня казначейство и наша финансовая система в состоянии технического дефолта», — утверждает Симоненко. Дыра в бюджете затыкалась в основном за счет наращивания колоссальных долгов (см. ниже). Но не только. «Налоги с бизнесменов собраны на полгода вперед, им не возвращено 80% НДС, это десятки миллиардов гривен, взять которые неоткуда, — такое наследство оставила Тимошенко. Потом она уйдет в оппозицию и начнет обвинять новое правительство в непопулярных мерах: резком подорожании «коммуналки», возможных проблемах с выполнением закона о соцстандартах, инфляции, потому что часть денег таки придется напечатать, чтобы оживить экономику», — говорит экономист Виктор Лисицкий. Еще более категоричен экономист инвестиционной компании Astrum Алексей Блинов: «Тимошенко оставляет стране пустой счет в Госказначействе. Декларируемый Минфином дефицит бюджета-2009 в 20 млрд грн. на самом деле выше вчетверо». Экономист Сергей Терехин считает, что в невыполнении бюджета виноват кризис.
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ
За последние два года внешние и внутренние долги Украины выросли более чем вдвое — с $17,57 млрд в 2007 году до $37,76 млрд в 2009-м. По данным Счетной палаты, долги превысили критический уровень — 35% ВВП. Государство лишь за счет этих займов (прежде всего это транши МВФ на сумму свыше $10 млрд) сумело выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам. «Кредиты МВФ не опасны, они взяты под 4% годовых (обычно 6—7% и выше), начало выплат — 2011 год, — считает Жолудь. — А вот внутренние долги под выпуск ценных госбумаг (ОВГЗ) с доходностью 22—30% годовых намного опаснее. Погашать их надо уже в 2010 году. В 2009-м правительство жило не по средствам. Объяснение простое: Тимошенко набирала рейтинг за счет дешевой популярности у избирателей, не задумываясь о том, что будет после выборов, которые она надеялась выиграть». Терехин уверен, что долги мы вернем, когда окрепнет экономика: «Если доходы падают, а семью содержать надо, все одалживают у соседа до получки».
КОРРУПЦИЯ
Как бы странно это ни звучало, но в период кризиса брать не только не стали меньше, но и наоборот — размеры взяток и поборов выросли в несколько раз. Как полагают эксперты, это закономерный итог нескольких лет полного беспредела в госорганах власти. Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер отмечает, что во времена Леонида Кучмы «коррупция была менее рискованна — если чиновник брался за решение какого-либо вопроса, он это делал. В 2005-м для коррупции повысились риски, а раз «бандитам — тюрьмы», то за риск нужно доплачивать». Три года цены росли плавно, а в прошлом году резко рванули вверх. Причина: предложение взяток из-за кризиса снизилось (у бизнеса обороты упали), поэтому чиновники решили возместить потери в количестве взяток за счет их размера.
«Раньше мы платили налом отдельным чиновникам, например, за документы для подключения к коммунуслугам около 70 тыс. грн., а в этом году нам заломили более чем 300 тыс. грн., — рассказал нам на условиях анонимности руководитель одной из столичных стройфирм. — Аналогично и с новыми объектами — у нас многие стройки стоят не потому, что денег на стройматериалы и рабочих нет, а потому, что аппетиты чиновников удовлетворить невозможно. Сейчас в себестоимости нового жилого дома около 40% — интерес чиновников, а еще год назад они брали не больше трети».
ГАЗ
С начала года, по условиям подписанного в 2009 году договора с Россией, мы получаем газ по $305 за 1000 «кубов» (в конце прошлого года — около $210). Тариф за перекачку вырос с $1,7 до $2,7, но, по расчетам руководителя Центра энергетических исследований Константина Бородина, мы переплатим за газ по сравнению с 2009-м около $10 млрд, а заработаем на транспортировке всего $3 млрд — итого минус $7 млрд. Примечательно, что за транзит в I квартале «Газпром» рассчитался еще в середине 2009 года (деньги Тимошенко пустила на оплату газа), и сейчас мы прокачиваем газ бесплатно. Но цены на газ для населения и «коммуналки» остались неизменными, а для промышленности поднялись совсем немного. Разница легла на плечи НАК «Нефтегаз», который оказался на грани банкротства и живет за счет дотаций из бюджета (замаскированных под кредиты госбанков). И если с Россией не удастся договориться о пересмотре газового договора и снижении цены на газ, то повышение цен на газ практически неизбежно для всех категорий потребителей. Как предполагает Александр Жолудь, цена на топливо вырастет в 1,5—2 раза. «Надо выбирать между дешевым газом и суверенитетом», — оппонирует ему Сергей Терехин.
ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ
2009 год был провальным: ВВП по сравнению с 2008-м упал, по оценочным данным Минэкономики, на 15%. «Фактически все люди в Украине, начиная с самого богатого бизнесмена Рината Ахметова и заканчивая самым бедным пенсионером, обеднели на 15%, — говорит аналитик Александр Жолудь. — Инвестиции снизились на 35%, а в строительстве — почти вдвое. Это значит, что намного меньше построено жилья, не куплены станки и оборудование, не начали давать продукцию (и приносить прибыль, с которой идут отчисления в бюджет) новые предприятия, не проложены новые дороги, мосты, плотины. Мы еще долго будем пожинать плоды политики проедания, которую проводил Кабмин Тимошенко». По мнению бывшего зампредседателя НБУ Сергея Яременко, ошибочной оказалась и политика НБУ на удержание курса гривни и борьбы с инфляцией. Это не дало экономике нормально работать, образно говоря, больного не лечили, а лишь сбивали температуру. Экономист Сергей Терехин все списывает на кризис, напоминая, что в Украине не самое большое падение ВВП (в Албании, например, оно 40%) и инфляция (12,3%) намного ниже, чем в Румынии, Болгарии, где она около 20%.
ВЫВОДЫ
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Да, уверены эксперты, но он будет нескорым и тяжелым. «Чтобы преодолеть «Юлино наследство», потребуются годы, — говорит Виктор Лисицкий. — И именно потому, что, несмотря на кризис и проблемы с наполнением бюджета, она весь 2009 год продолжала швырять на выплаты пенсионерам и бюджетникам деньги МВФ, зажатый ею НДС, собранные вперед налоги, вместо того чтобы признать, что в стране трудности и надо затянуть пояса. Но ее электорат вряд ли это понял бы. Теперь вся надежда на 4-й транш МВФ (около $6 млрд), который позволит «перевести дух» 2—3 месяца. Но прежде всего — на наш бизнес, что он за этот год постепенно нарастит обороты, в бюджет пойдут налоги, с которых начнут платить пенсии и зарплаты». Также можно вести переговоры о крупном кредите у России, что тоже даст бюджету ресурсы для покрытия расходов, пока не заработает экономика. Кредит России (в отличие от МВФ) можно будет пустить и на инвестиции в экономику, что поддержит экономический рост. Алексей Блинов видит выход в искоренении коррупционных схем (например, продажа определенным коммерческим структурам украинской нефти по заниженной цене, рефинансирование банков Нацбанком, за него потом покупали валюту и выводили ее за рубеж), по которым деньги уходили налево.
Что касается экономики в целом, то она, скорее всего, покажет рост — из-за низкой базы сравнения (например, в январе этого года промышленность выросла на 11% в сравнении с январем прошлого года). Но реальное возрождение экономики невозможно без возобновления кредитования и притока инвестиций. А они будут, только если стабилизируется политическая ситуация и станет понятно, с кем в стране решать вопросы.