Канва и ирис способны картины творить
25 лет потребовалось криворожанке Екатерине Кадолбе, чтобы вышить болгарским крестиком картину длиной 9 метров. Огромная полотняная вышивка украшает целых две стены гостиной в доме рукодельницы. Кто бы не зашел к ней в гости, обязательно будет восторгаться ее талантом. Однако пока никто не выразил желания взяться за канву и мулине.
Шитье трудно давалось левше.
Первые навыки рукоделия 74-летняя Екатерина Кадолба получила еще в школе. Будучи левшой, ей трудно давалось шитье и вышивание. С улыбкой на лице она вспоминает школьные годы, когда на уроках труда садилась за самую последнюю парту, чтобы учительница не видела, как она правой рукой учится орудовать ниткой и иголкой. Спустя некоторое время педагог принесла в класс свои работы, вышитые болгарским крестиком. Картины, созданные при помощи иголки и мулине просто очаровали юную Екатерину Сергеевну.
— Тогда я сказала себе: обязательно вышью что-то подобное, — вспоминает она. — Однако времени на это занятие совсем не было. Я окончила школу, поступила учиться в институт, вышла замуж, потом пошли дети, но желание вышивать оставалось все эти годы. И вот в 1982 мне на глаза попалась картинка из журнала «Крестьянка». Это был осенний пейзаж: пожелтевшая береза, голубой пруд, виднеющаяся вдалеке роща. Я увеличила схему вышивки и решила взяться за работу.
На прежде, чем вышить первый болгарский крестик, напоминающий снежинку, необходимо было найти канву. Ведь в то время принадлежности для рукоделия были большой редкостью в магазинах. Положение спас супруг Екатерины Сергеевны Иван Иванович. Незадолго до этого он купил кусок материи для своего автомобиля. По своей структуре ткань очень напоминала канву а, значит, как нельзя лучше подходила для вышивки крестом. Буйство осенних красок, изображенных на схеме вышивки, рукодельница передавала с помощью ириса и мулине. Однако в то время в стране была напряженка не только с бумагой, но и с нитками, особенно зеленых оттенков. Чтобы отобразить на полотне листву цвета хаки, Екатерине Сергеевне пришлось распустить свою шерстяную кофту.
С этого момента она была неразлучна с рукоделием. Каждый вечер усаживалась за работой у голубого экрана телевизора. Вышивка сопровождала ее даже на отдыхе. Ведь, как говорит Иван Иванович, не было ни одного года, чтобы дружное семейство не отправилось в путешествие по всему большому Советскому Союзу. Даже загорая на пляже, Екатерина Сергеевна умудрялась ловко орудовать иголкой и ниткой.
Cюжет, навеянный экскурсией.
В итоге вышитый осенний пейзаж был водружен на одну из стен гостиной. Как только картина обрела свое место в доме, его хозяйка загорелась идеей сделать продолжение картинного сюжета. Через некоторое время компанию вышитой осени составил дом в немецком стиле, лес, а также мост с водопадом. Причем, последний сюжет Екатерина Кадолба придумала сама.
— Когда я ездила на экскурсию в Крымские горы, — делится воспоминаниями рукодельница. — И вот там мне довелось видеть водопад. Он настолько мне запомнился, что я решила переложить его на канву. А, добавив еще мостик, я воссоздала пейзаж моего родного села Христофоровка.
Огромная картина была закончена только в прошлом году. За 25 лет Екатерина Сергеевна вышила полотнище высотой 9 и шириной 2,5 метра. Сколько при этом она вышила болгарских крестиков — подсчитать крайне сложно. Однако останавливаться на достигнутом она не собирается. В ближайших планах — очередной шедевр, вышитый крестом.
Когда я взялся за ручку дверей.
К слову сказать, хобби Екатерины Кадолбы вызывает хвалу и почет среди ее близких и родных. «Я только приветствую ее увлечение. Ведь она всегда при деле. И поэтому, как говорят в народе, ее язык на заборе не висит», — говорит Иван Иванович, который, будучи ветеринаром, разъезжал по всей стране и охотно выполнял заказ жены — купить те или иные принадлежности для рукоделия. Впрочем, и Екатерина Сергеевна всегда готова прийти на помощь мужу в деле всей его жизни — пчеловодстве. Об этом хобби, которым Кадолба занимается вот уже 50 лет, готов рассказывать часами. Впрочем, есть у супругов еще одно увлечение. Когда у Ивана Ивановича проснулись писательские способности — ведь знаменитый советский писатель Михаил Шолохов приходится двоюродным братом его деду по материнской линии — он решился взяться за перо, и Екатерина Сергеевна, получившая филологической образование, ему в этом охотно помогала. Совместный труд вылился в толстую рукопись о жизнеописании семейства Кадолба.
Возможно, общность интересов и помогла супругам прожить вместе аж 54 года.
— Не знаю, поверите вы нам или нет, но за все эти годы мы ни разу не поссорились друг с другом, — говорит Иван Иванович. — Хотя жизнь была сложная, да и профессии у обоих трудные. Но мы с женой решили так: взялся за ручку входных дверей, оставляй все проблемы за порогом дома. Вот так и живем по сей день.
Наталья Чайковская